Без великодушных идей человечество жить не может (сочинение на серебрянную медаль)
"Без великодушных идей человечество жить не может". Эта, вырванная из контекста, фраза из "Дневника писателя" Достоевского, принадлежит некоему Парадоксалисту, который утверждал, что великодушные идеи лишь тогда реализуются в полной мере, когда они следуют или совмещаются с войной. Именно поэтому, утверждал этот герой, "человечество … и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее".
Но что такое "великодушная идея"? Откуда она появляется, как существует и самое главное - что значит - быть великодушным? Да, в периоды военных событий действительно закаляется дух народа, но "худой мир лучше доброй ссоры", и, следовательно, нужно искать способы проявлять великодушие и в мирной жизни. Но как? Какие великие дела может совершить обыкновенный человек в повседневной жизни, в чем проявляется богатство его души, его натуры? В доброте, в готовности помочь, в способности сострадать?
Роман "Приключения майора Звягина" Михаила Веллера дает свой ответ на эти вопросы. С точки зрения автора великодушие - это ответ действием на всякую просьбу о помощи, порой даже не высказанную.
Леонид Борисович Звягин - бывший военный, а теперь - врач скорой помощи. У него есть прекрасная семья, любимая работа, но нет хобби. Точнее его хобби вряд ли можно поставить в один ряд с филателией или нумизматикой. Он помогает людям. Причем зачастую эти люди даже не просят о помощи, но с его, военно-медицинской точки зрения, несчастный человек это непорядок, который следует устранять вне зависимости от желания несчастного.
Звягин своенравен. Он мерит людей своими мерками, сам оценивает степень бедствий человека и сам решает, что с ним надо делать. И автор оправдывает своего героя, ведь людям свойственно заблуждаться в самом себе, но прекрасно разбираться в других. Его герой ничем не лучше и не хуже обычных людей, просто у него есть нравственный стержень, вокруг которого, словно нити каната, сплетаются уверенность в собственной правоте, решимость, настойчивость и самое главное - нежелание мириться с несправедливостью мира и слабостями, которые культивирует в себе человек. Звягин считает, что человек в силах изменить все в своей жизни, не взирая на якобы предначертанную свыше судьбу. "Судьба - это характер и обстоятельства. Характер можно изменить, а обстоятельства - создать" - такова его жизненная позиция.
Звягин имеет свою систему ценностей, под которую пытается подогнать людей, с которыми он сталкивается. Веллер наделил своего героя в большинстве положительными качествами, но иногда решимость и безоговорочная вера Звягина в правоту своего дела заставляют задуматься: "А всегда ли мы имеем право вмешиваться в жизнь других? Причем вмешиваться порой беспощадно, разрушая привычное, замещая ценности другого человека своими, заставляя его подчиняться законам своего внутреннего мира?". В самом начале романа, состоящего из нескольких повестей, Звягин самолично вершит суд над бывшим сотрудником НКВД, который в своей время пытал академика Вавилова. Он выслеживает палача и холоднокровно убивает, потому что считает, что всякое мучение должно быть отмщено. При этом Веллер не дает никаких описаний внутреннего мира героя, давая читателю самому, основываясь только на действиях и поступках, составить мнение о правоте Звягина. И это убийство вполне укладывается в образ героя, для которого нет ничего противнее подлости, трусости, низости и слабости человека.
Звягин деятелен, но делает только то, что ему нравится или то, что необходимо сделать, с его точки зрения. Положив много сил, времени и средств, он находит сына соседки-старухи, которого она потеряла во время блокады. Находит только ради того, что бы избавится от вечных упреков и скандалов с ее стороны. Звягин излечивает человека от пьянства только потому, что не может смириться со страданиями его жены и детей. Силой внушения и своей буйной энергии поворачивает вспять раковую опухоль в последнее стадии у молодого юноши только потому что … а почему бы и нет? Звягин никогда не ставит себе вопрос: "Можно ли это сделать", он всегда спрашивает: "Как это сделать?" - и поэтому для него не существует практически никаких препятствий.
Звягин настойчив. Он не может согласиться с тем, что люди смиряются с собственными недостатками. Неудачник Епишко из повести "Что такое не везет и как с ним бороться" считает, что это его судьба - опаздывать, забывать, терять, ломать, портить все, что попадается ему в жизни. Девушка Клара озлобилась на весь мир, потому что она некрасива, и все это видят. Но для Звягина не существует преград - неудачник поверил в себя, а Клара добилась восхищенных взглядов мужчин. И все потому, что Веллер вложил в характер главного героя горячую веру в силу человеческого духа, нужно лишь помочь слабому поверить в то, что это возможно. И для этого нужна настойчивость, упорство и желание что-то менять. У Звягина эти качества присутствуют в достатке.
Подводя итог рассмотрению романа, хотелось бы вернуться к словам Достоевского. Великодушие не обязательно заключается в глобальных делах и помыслах. Спасти мир, сделать его добрее, лучше, чище - это великая задача, но под силу ли она одному человеку? Ведь в современном мире люди обособленны и каждый на своем месте делает только то, что считает нужным для себя и окружающих.
Сейчас, когда проблемы выживания выходят на первый план, мы редко задумываемся на глобальными нравственными проблемами, над идеями великодушия как таковыми. Великодушие предполагает, что человек должен чем-то пожертвовать ради других людей, но зачастую мы просто теряемся, потому что не знаем, что можем сделать для других. Звягин же считает, что смысл жизни человека - "внести максимальный вклад в преобразование мира". Для этого нужно только одно - жить, а жить "значит - оставить свой след в мире. Изменить хоть что-то. А иначе - все равно, что и не жил".
В этом и заключается великодушие - поступать так, чтобы от твоих поступков жизнь становилась хоть немного лучше. И пока есть великодушные идеи, которыми живет Звягин, идеи правоты, нравственной чистоты, любви, добра, справедливости и силы духа - люди будут стремиться к ним. И пока есть великодушные люди, подобные литературному герою Михаила Веллера, человечество будет жить.
|
Эпиграф:
"ПисАть, как и пИсать, нужно только
тогда, когда больше не можешь терпеть".
Роман Карцев
Сегодня у нас:
Обновлено: 6.06.02
Статус моей аськи:
|